Начало конца
Jul. 18th, 2007 03:50 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Аккаунт создала давно, чтобы иметь возможность изредка писать комментарии к чужим записям. Ну, а, с другой стороны, почему бы и не попробовать вести жж?
14-15 июля 2007 года исполнилось 70 лет каналу Москва-Волга. О величии этого сложного архитектурного гидротехнического сооружения написано немало. Но из чего складывалась "цена строительства"? Во-первых, конечно же, подневольный труд, унесший десятки, если не сотни тысяч пленников ГУЛАГа. Под воду ушли сотни деревень и сотни тысяч гектаров полей, пастбищ, лесных угодий. Строительство канала больно ударило и по тем людям, чьи дома попали в зону затопления. Рыбинское водохранилище поглотило около 700 сел и деревень, три монастыря, десятки церквей и дворянских усадеб. Под водой исчезли лучшие в России пастбища. Частично подтопленными оказались Углич, Весьегонск, Мышкин, Пошехонье. В общей сложности с насиженных мест согнали 150 тысяч человек.
Калязин попал в зону затопления частично: http://terraincognita.spb.ru/n10/13.htm
Полностью исчез под водой город Корчева: http://www.karavan.tver.ru/html/n416/main.php3
О масштабах и характере человеческой трагедии можно судить по тексту, посвященному другому гидротехническому проекту, а именно - Куйбышевскому гидроузлу:
"Никому не было дела и до того, что строительство коснется людей, только что переживших войну. В городах и селах еще продолжались голод и разруха, а в один прекрасный день живущих на берегу Волги поставили перед фактом, что грядет великое строительство и они должны покинуть свои дома . И для десятков тысяч человек началась новая война - теперь со своей страной. Люди даже ради глобальной социалистической идеи электрификации всей страны не хотели терять свои дома , бросать могилы близких. Их уговаривали, им угрожали, но многие держались до последнего, писали в Москву. Нередко к делу подключались прокуратура, НКВД, особо упорствующих увозили насильно. Старожилы рассказывают, что когда затапливали Верхнюю Волгу , старики приковывали себя к своим избам. Чем заканчивались такие "жертвоприношения", неизвестно. Ходили слухи, что стариков расстреливали.
В послевоенных селах мужчин практически не было, по сути дела, новые дома себе должны были возводить женщины и дети, зачастую они оказывались в чистом поле. Государство на жилье деньги хоть и давало, но с задержками, да и не хватало их на заведение нового хозяйства.
Очевидцы тех событий, рассказывая о "великом переселении", до сих пор плачут, говорят, что их души остались под водой. Одна из женщин, живущих в Татарстане, вспоминает, что ее семье дали новое место на возвышенности. А лошади, чтобы перевезти вещи, не было. Тащили все хозяйство в гору на себе. Другая женщина рассказала, что в опустевшем селе еще оставались козы, овцы, и она пришла покормить скотину, решила заночевать. В селе тишина стояла, нигде ни души. Мертво. Такой ужас средь ночи обуял, что она по пустым улицам побежала в свое новое "село".
Если великие строители не думали о живых людях, тем более не задумывались о мертвых. Когда началось затопление реки, были случаи, что по воде плавали гробы. А если и перевозили кладбища, то у населения от скорби разрывалось сердце: приезжал экскаватор, выкапывал могилы, собирал останки в кучу и перевозил на новое место. Там рыли большую яму, в нее сбрасывали все кости. В Крестовом Городище, рассказывают, существует такая "братская" могила.
- Разрушая могилы предков, лишая людей родины, традиций, соблюдаемых веками, строители, конечно, не задумывались о последствиях, - говорит Евгений Бурдин. Миграция сотен тысяч людей, оторванных от традиционных видов деятельности, сегодня обернулась тем, что наши подъезды заплеваны, а возле домов - груды мусора. От деревни людей оторвали, а к городской жизни они так и не пришли. Мы потеряли историю волжских поселений. Под водой остались ценнейшие археологические памятники, вода продолжает уносить их и сейчас.
Гибель исторически сложившейся географической среды обитания превратилась в народную трагедию.
Практически ни один из оптимистических прогнозов проектировщиков каскада гидроузлов на Волге и Каме не сбылся. В результате превращения рек в цепочку малопроточных технических бассейнов и хранилищ Волжский бассейн поставлен на грань экологической и культурной катастрофы.
Еще одно печальное открытие Бурдина заключается в том, что большинство людей до сих пор не представляют масштабов этой драмы. Никто не знает, что таят в себе архивы, многие из которых до сих пор остаются засекреченными.Власть к проблемам реки равнодушна. В выигрыше остаются только одни энергетики - они монополисты, и у них есть дешевая энергия. Их не волнует, что не будет реки, не будет вокруг нее и жизни".
"Волжская Атлантида: трагедия великой реки", Алсу ИДРИСОВА
Источник: Симбирский курьер (сохранено в кэше, воспользуйтесь Яндексом)
Тема канала продолжена здесь.